Чем утопичнее, чем условнее становится общий идеал, та привычная, освященная традицией призма, сквозь которую воспринималась человеческая личность, тем пристальнее вглядывается художник в самую личность, отыскивая, в соответствии с идеалами наступившей эпохи Просвещения, меру значительности в ней самой.
В целом ряде портретов, особенно нагробных, мы встретим пристальный, совершенно трезвый и абсолютно неподкупный взгляд и руку художника. Как отмечалось выше, сама задача этого своеобразного вида портретного искусства диктовала такую беспристрастную фиксацию реальных черт, но здесь заметно и то, как сословный момент, торжественная «подача» образа, как носителя определенной идеи, сходит на нет.
Правда, пока можно говорить лишь о попытке лишь чисто внешней фиксации индивидуальных черт человека, без желания проникнуть вглубь, в мир человеческой души. И все-таки это много; это - путь к созданию реалистического портрета современника, вернее, самое начало пути. Язык многих портретов остается бедным, маловыразительным, по ремесленному угловатым.
По пристальность внимания к обычному, частному человеку, косвенное признание значительности его, самого по себе, делает польский традиционный портрет середины XVIII века детищем своей эпохи.