|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Люди говорят 12-09-09, 11:36:36 Знакомьтесь: АВТОВАЗ (Часть третья)Автор: Простой рабочий с вазовского конвейера Специально для сайта limonov2012.ru Идея написать про завод мне пришла давно. Но все руки не доходили. Мне было досадно, что в сети можно найти информацию почти про какое угодно сообщество. А про жизнь вазовских рабочих писали крайне скупо. Как будто закрытый клуб у нас. Секта тоталитарная. В начале августа я зашел на сайт ТИГР (Товарищество Инициативных Граждан России). Там активно обсуждали предстоящий митинг профсоюза «Единство». Я начал рассказывать про АВТОВАЗ. Приморцы просили продолжения. Так и родился текст: «Знакомьтесь: АВТОВАЗ». И вот перед вами его третья, заключительная часть. На одном форуме зашла речь о забастовке водителей. Просили подробности. Я ту забастовку водителей автобусов навсегда запомнил. Зима. Мороз. Темень. Вышли утром на остановки. Автобусов нет. Толпы стоят - мерзнут — волнуются. Наконец кто-то говорит - надо пешком идти. Бастуют. А до завода... Ну всем по-разному. Минимум 40 минут. Максимум - полтора-два часа идти. Это из ближайшего Автозаводского района. А люди и в других районах живут... Тут же таксисты цены в три раза подняли. Народ на работу шел и... бежал! Боялись опоздать. Боялись наказания. Ветер в лицо. Я дошел - у меня морда красная. Как из бани. Конвейер запустили где-то часов в девять. Рабочий день с семи. Все гадают - как домой? Договорятся ли с бастующими водителями. Не договорились. Домой тоже пешком. Насколько мне известно - только один (!) парень на заводе не пришел в тот день на работу. С него взяли объяснительную. Он написал: мол, не дождался общественного транспорта. Ушел домой. Ему грозили прогул поставить. Но отстали. Он из профсоюза «Единство» был. Мог бы в суде оспорить. И еще... Когда лет пять назад в цехе 45-2 был небольшой пожар - конвейер (3-ю линию) не сразу остановили. Мне показывали съемки на сотовом - огонь, дым, а люди работают. Может когда-нибудь из этих съемок смонтируют фильм. И вы все увидите своими глазами. Что-то я размечтался про фильм. Музыку к нему можно было взять готовую. У Юрия Шевчук есть песня про конвейер. Он написал ее под впечатлением от посещения АВТОВАЗа. А еще лучше, если бы Сергей Шнур написал. С матом. Без мата и смеха смотреть некоторые кадры честного фильма о заводе будет невозможно. *** Когда я пришел в бригаду новичком меня стали лишать премий за брак. И я стал фиксировать: кого наказывают, кого нет. Есть ли те в бригаде, кто работает без предупреждений контролеров. Может найти таких Левшей и перенять у них (за плату) секреты мастерства? Но потом я понял. ВСЕ допускают дефекты. ВСЕ! Только одни умеют "замазывать залёты" (покупать конфеты и коньяк контролерам). А от других контролеры подарков не примут. Наказывать ведь кого-то необходимо. ЭТО ИХ РАБОТА. У них свой план. *** На ВАЗе полно ментов. В форме и ряженых под рабочих. Причем ряженых знаю двух типов. Одни кабанистого вида - в спецовках, но в черных футболках и кроссовках (в тапочках бегать неудобно). Впрочем, рабочие тоже так ходят. Другие от рабочих НИЧЕМ не отличаются. Ни один Шерлок не вычислит. Даже грязь на спецовках соответствует. А она у каждой специальности разная. У маляров - одна, у слесарей МСР - другая. Только когда корочки ментовские покажут (голограммы, красная печать) - поймешь, кто перед тобой. *** На заводе совершались самые настоящие акции саботажа. Неизвестные (или одиночка?) надолго останавливали конвейер. Причем гениально просто. Ну, пожалуй, способ я не буду здесь раскрывать. Узнал его от знакомого мастера. Ух и рыскали тогда мастера по цеху! Словно контрразведчики-смершевцы. Мой приятель, авантюрист по натуре, признался, что мечтает познакомиться с «диверсантами». Я не стал спрашивать ЗАЧЕМ ему это надо... *** Если говорить про отправление религиозных потребностей, то на АВТОВАЗе с этим полнейший порядок. Для православных. Пять молельных комнат и красивенькая часовня у завода (правда, ее неизвестные сжечь пытались) В 2006 году в Тольятти, по просьбе нового директора АВТОВАЗА (у него более пышное звание, но суть такая - директор) москвича Артякова, привезли РУКУ. Рука это, как говорили, принадлежала Иоанну Крестителю. И будто бы именно ей Иоанн крестил Иисуса Христа. Посмотреть на сие чудо собралось народу побольше, чем в фильме «Праздник Святого Йоргена». В этом же году Владимир Артяков, согласно обнародованным им сведениям, заработал 1,43 миллиарда рублей. В 2007 году Владимир Артяков покинул кресло руководителя АВТОВАЗа и встал у руля всей Самараской области. А остальные религии... Не в курсе. Мусульман на ВАЗе тоже полно. Татар около 25%. Хотя мусульманского в них не более, чем в вазовских православных - православия. *** На одном форуме написали, что если бы в цехе работали технологи, количество дефектов уменьшилось бы на порядок. Я никогда не видел в бригаде технолога. Они с рабочими не общаются. *** Я посетил множество сайтов автолюбителей, ездящих на ЛАДАх (самый крупный из них - autolada.ru) Нигде я не нашел особых претензий по конкретно моей работе. Моей операции. Но мне от этого не намного легче. Работаем то на конечный результат. Иначе: получится как в юморестке Аркадия Райкина. - Я лично пришивал пуговицы К пуговицам претензий нет? - Нет. Пришиты намертво. *** Курят на главном конвейере прямо на рабочих местах. В перерыв. За бригадными столами. Специальных комнат для курения — нет. Пепельницы - банки из под NESCAFE или сделаны из подручных материалов (деталей автомобилей). Вдоль всего конвейера, в непосредственной близи, находятся сотни помещений: кабинеты, туалеты, лаборатории, библиотеки, архивы, отделы анализа эффективности и т.д. Когда у завода строили новое здание заводоуправления (высотка - 24 этажа) - обещали освободить часть помещений под курилки. Обманули. Некурящие в перерывах вдыхают дым дешевых сигарет. *** Как вазовцы развлекаются. Много способов. Вот довольно безобидный. Широко практиковался, пока старые бумажные пропуска не заменили на пластиковые. В пропуск новичка, поверх его фото накладывается схожая по размеру фотография с портретом из какого-нибудь журнала. Подрисовывают след от печати. В конце рабочего дня мастер приносит папку с пропусками и бросает на стол. Все моментально расхватывают (надо успеть на автобус) свои пропуска. Новичок в панике мечется. Не узнает свой. К всеобщему веселью. Есть и злые шутки. В отношении тех новичков, кто носит куртки с капюшоном. У КПП в капюшон незаметно бросают небольшую, легкую детальку. *** Главный конвейер - впечатляющее зрелище. Пожалуй - главная достопримечательность Тольятти. Величавый поток. В начале - голый кузов. С каждым метром превращающийся в автомобиль. Как фильме про анатомию. Сначала скелет. Потом он обрастает мышцами, нервами, кожей. И вот полноценный человек. Есть в виде двигающегося конвейера что-то завораживающее. Недаром сюда водят иностранные делегации. Кого только я не видел. Японцев, индусов, американцев, немцев, китайцев. Последнее время много французов. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. *** Большинству форумчан с разных форумов понравился мои первая и вторая часть «Знакомьтесь: АВТОВАЗ». Но была небольшая, но очень энергичная группа критиканов. Шквал несправедливых обвинений и язвительных подначек. Хотелось завязать с откровениями и написать в стиле Марка Твена: «С совершенным почтением ваш, когда-то честный человек, а ныне: Клоун, Провокатор, Засланный казачок, Сумасшедший, Самозванец, Графоман, Фантаст, Агент, Уборщик туалетов, Недоумок, Мальчиш-Плохиш, Наемник, Демагог, Болтун, Г.внометатель. Nazdar» Об моем состоянии узнал один мудрый форумчанин и написал мне: «Потому, что вы так близко к сердцу принимаете негативные отзывы, нужно полагать, что вы не ожидали их получить, или не ожидали получить такие резкие, или так много А разве было бы лучше, если бы вы не получили таких отзывов? Если попытаться взглянуть на ситуацию объективно, то наличие, интенсивность и ожесточенность негативных отзывов в связи с вашими публикациями, может быть на самом деле хороший признак? Например, это можно осознать как свидетельство того, что есть значительное число людей, которые воспринимат обиду, нанесенную ВАЗу, как свою личную обиду? Т.е. ВАЗ им дорог, что им не все "по барабану", они хотят испытывать гордость за свою работу, даже в ситуации, когда объективно гордиться может быть особенно то и нечем.... Люди действуют в рамках той же логики, когда не дают "чужакам" критиковать своих близких, свою семью, свой двор, город, страну..... Это означает, что не все еще потеряно.. Гораздо хуже было бы, если бы критика бы встречалась с полной апатией, безразличием.... Вот тогда можно было бы и тушить свет.... Другое дело, что для того, чтобы что то изменить, нужно прежде всего выяснить фактическое положение дел в семье, на предприятии, в городе, стране, каким бы горьким оно не казалось. А для этого нужно преодолеть "барьер стыда". Как показывает практика семейной терапии, именно попытки сохранить лицо, защитить честь семьи, приводят к тому, что ранообразные семейные проблемы консервируются, воспроизводятся годами: алгоголики, наркоманы, семейные тираны имеют возможность тешить свои инстинкты, гробить жизнь своих близких и свою собственную под защитой благостного внешнего образа "нормальной" семьи..... Для того, чтобы преодалеть барьер стыда, кто должен начать говорить "правду". Безусловно мы должны поставить слова "правда" в кавычки, потому, что любая точка зрения всегда субъективна - а какой же еще она может быть!? У любого человека "своя правда", и она всегда лишь часть большой картины. Но без этой части, общую картину не сложить....» Все верно. Свою часть картины я написал. Как увидел, так и отобразил. Может слишком мрачновато получилось: Но откуда быть светлым краскам, если нам обещают платить полгода (с сентября по февраль) по 6000 в месяц. А в газетах пишут, что второй смены уже НИКОГДА не будет. Что сократят половину рабочих. «Знакомьтесь: АВТОВАЗ» закончено. Приятно было познакомиться? Или нет? Как бы то ни было, прочитавший все три части будет знать об вазовских работягах поболее, чем: об жизни хуту-интерахамве из Руанды. 11 сентября 2009 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||